Хроники Дюны вики
Advertisement

Семута, или или «Звёздная песня» — вызывающий сильное привыкание наркотик, который получался путём кристаллизационной экстракции из элакки (осадка, получавшегося при пережигании измельченного эказского элаккового дерева).

История[]

Благодаря свойству ослаблению желания выжить элакка часто использовалась как химическое оружие - её добавляли в резервуар с водой вражеского лагеря. Несмотря на сведения, указывающие на сравнительно широкое использование элакки еще в 9751 ПГ, процесс добычи, при котором вырабатывается элакка, не был открыт вплоть до 10092 ПГ. Это открытие приписывают Павону Харле, физику и фармацевту с Каладана. Будучи специалистом по полевой медицине, Харле начал экспериментировать с различными производными элакки, надеясь обнаружить соединение, способное облегчить страдания умирающих солдат. В конце концов, исследования привели его к открытию семуты.

Полученное лекарство оказалось весьма удобным: его кристаллы можно было изготовить в виде капсул, а также растворить в вине; оно вызывало продолжительное ощущение экстаза и позволяло человеку забыть о любых проблемах и боли. Эффект лекарства усиливала так называемая «семутная музыка» - ритмичные атональные вибрации, настроенные на ритмы симпатической нервной системы, сопровождавшие действие медикамента (именно этот аспект дал семуте столь поэтичное название). «Ни один употребивший семуту солдат», - писал Харле в своих заметках, - «ни разу не показал признаки беспокойства перед смертью; создается впечатление, что на самом деле многие из них даже не осознавали, что умирают».

Негативной особенностью семуты являлось то, что очень часто одной-единственной дозы было достаточно для возникновения серьезного физиологического привыкания (правда, в случае со смертельно ранеными, эта особенность не имела значения). Сам создатель испытывал образцы кристаллов семуты на себе и продолжал принимать препарат всю оставшуюся жизнь, постепенно теряя свои профессиональные навыки.

Как только методика изготовления семуты получила широкую известность, наркотик обрёл большую популярностью в военных формированиях по всей Империи. В армиях самых благородных Домов использование и обладание семутой являлось основной причиной для увольнения рядовых военнослужащих. В дополнение к их бесполезности во время действия одурманивающего вещества, наркоманы были склонны к припадкам депрессии между его приёмами, и имели место случаи, когда некоторые солдаты перед страхом потерять наркотики шли прямо на вражеский огонь. Для более высокопоставленных военных степень тяжести последствий могла разниться от обычного шантажа и принудительного изъятия (вероятность смертельного исхода в таких случаях была довольно высока) до немедленной казни.

Наркотик добрался и до гражданского населения. Существует гипотеза, что однажды, в момент пика популярности семуты, половина эказских элакковых деревьев, проданных на экспорт за пределы планеты, тем или иным путём пошли на производство кристаллов семуты. К 10185 ПГ пристрастие к семуте, которое отмечалось на каждой планете, стало считаться наиболее опасной проблемой здравоохранения Империи. Все должностные лица и чиновники при императоре Шаддаме IV официально заявляли о возможности урегулирования этой проблемы, но в частных беседах опускали руки от своего бессилия.

Наперекор законодательным ограничениям, распространение наркотика не ослабевало примерно до 10380 ПГ, когда набрали силу два процесса, которые просуществовали до конца столетия и способствовали снижению потребления семуты до незначительных размеров.

Во-первых, в 10380-х годах ПГ производство древесины элаккового дерева было снижено примерно на 90% (как ошибочно полагали, по причине неизученной формы растительной эпидемии). И поскольку все многочисленные попытки заставить элакковые деревья расти за пределами Эказа были безуспешными, количество сырья для получения семуты соответственно сократилось. Во-вторых, изменились нравы того времени. Если раньше наркоманов лечили, игнорировали или даже жалели, то в эти времена при обнаружении зависимости от наркотика таких людей сразу же сажали в тюрьму и лишали доступа к семуте. Такое строгое обращение с разоблаченными наркоманами, в совокупности с постепенно увеличивающимся дефицитом наркотика (и ростом цен на него), отталкивало от опытов с семутой.

К 10410 ПГ в имперских записях не числилось ни одного субъекта, страдающего от семутной зависимости. И хотя ограниченное количество элакковых деревьев произрастало на Эказе в диком виде, никто уже не проявлял интерес к возрождению производства семуты.

Enc2 Данная статья относится к Энциклопедии Дюны
Advertisement