Хроники Дюны вики
Advertisement
« Преподобная мать должна сочетать в себе соблазнительность куртизанки с величественной недоступностью девственной богини, поддерживая обе стороны в напряжении, пока она сохраняет силы своей молодости. Ибо когда молодость и красота уйдут, она увидит, что место между названными дарами, которое ранее было занято напряжением, стало ныне источником хитрости и находчивости».
Алия Атрейдес. «Муад'Диб. Семейные комментарии»
Дюна (роман)
»
Reverend Mother Gaius Helen Mohiam Mark Zug

Преподобная мать Гайя-Елена Моийам

Преподобная мать (англ. Reverend Mother) — первоначально проктор ордена Бене Гессерит, сумевшая преобразовать в своем организме «яд откровений», поднявшись таким образом на более высокую ступень сознания. Этот же титул был принят фременами для своих религиозных наставниц, прошедших подобное просветление.

«Дикие» Преподобные матери[]

« Преподобная Мать! Они привили здесь эту легенду! Значит, Арракис — в самом деле страшное место!..
Мысли леди Джессики
Дюна (роман)
»
Wild Reverend Mother 2000

«Дикая» Преподобная мать

Мало кто в Империи знал, что в некоторых периферийных культурах существовали «дикие» Преподобные матери, которые владели многими навыками Преподобных матерей Бене Гессерит, не пройдя официального обучения в ордене. Их появление объяснялось деятельностью на этих планетах Миссионария Протектива, внедрявших в культуру отсталых обществ религиозные воззрения, которые сёстры Бене Гессерит впоследствии могли бы использовать для своей пользы.

В числе таких народов находились и фремены Арракиса, имевшие свою собственную независимую традицию Преподобных матерей. Фременские жрицы, сайядины, также проходили через спайсовую агонию и получали доступ к памяти своих женских предков. Однако они не обладали многими другими умениями, разработанными Бене Гессерит. Преподобная мать становилась культурным и духовным центром племени, хотя не смеет вмешиваться в вопросы преемственности власти, осуществлявшейся наибом.

Ceremony of the Seed 1984

Обряд посвящение в Преподобные матери у фременов

Другой подобной группой была секта евреев-традиционалистов на Гамму. Хотя ко времени появления Досточтимых матрон они еще сохраняли свои исконные традиции, они также узнали многие секреты Бене Гессерит и начали воспитывать в своей среде собственных Преподобных матерей.

Спайсовая агония[]

« Вот — Вода жизни, та, что дороже обычной воды; вот — Кан, вода, освобождающая душу. И если ты способна быть Преподобной матерью, то она откроет тебе всю Вселенную. Да свершится теперь воля Шаи-Хулуда!
Чани во время Обряда семени
Дюна (роман)
»
Spice agony 1984

Спайсовая агония

После многолетней интеллектуальной, физической и психологической подготовки в ордене Бене Гессерит, потенциальная Преподобная мать проходила опасный ритуал, во время которого потребляла значительное количество наркотического вещества группы ментафорсеров, или «наркотика сознания».

У фременов, обряд посвящения в Преподобные матери у которых отличался от таинства Бене Гессерит, в ритуале использовалась Вода жизни - жидкость, выделявшаяся песчаным червём в момент его смерти от утопления в воде. Первоначально препарат являлся ядом для тела человека, и задача будущей Преподобной матери состояла в том, чтобы трансформировать это химическое соединение в безвредное вещество в ходе процесса, известном как спайсовая агония.

Spice agony 2000

Леди Джессика во время спайсовой агонии

Если сестра переживала этот процесс, вызванные спайсовой агонией физические и психические травмы приводили к проявлению у неё генетической памяти: она получала воспоминания о жизни всех её женских предков, что давало быстрое и значительное по объёму накопление знаний и силы. Например, преподобная мать, умевшая входить в «транс правды» и способная распознавать неискренность и ложь, становилась Правдовидицей, которая часто служила живым «детектором лжи» у падишах-императоров и глав Великих Домов. Из числа Преподобных матерей Бене Гессерит избиралась Верховная мать, служившая арбитром всех споров между сёстрами и верховным руководителем ордена.

Не все переживали посвящение в Преподобные матери: наркотик убивал некоторых претенденток. Вода жизни делала глаза Преподобной матери совершенно синими, даже если она не была зависима от Пряности до спайсовой агонии.

Ordune Данная статья относится к Оригинальной Дюне
  • Преподобная мать в «Расширенной Дюне»
  • Преподобная мать в Энциклопедии Дюны
Advertisement