ФЭНДОМ

«Он учился шестовать песок, читая по шестам надвигающиеся изменения погоды, он учился понимать колючий язык ветра, иглами впивающегося в кожу; узнавал, как зудит нос от песчаной чесотки и как собирать и сохранять бесценную влагу, которую теряет тело. Когда же глаза его вобрали в себя синеву ибада, он познал суть чакобсы.»
— Стилгар о Поле Муад'Дибе(источник)
Arrakeen habitant ibad 2000

Житель Арракина с глазами ибада

Глаза ибада (араб. عبادة‎, «ибад» — «культ», «поклонение») — фрименское название характерного признака употребления большого количества Пряности. Белки, радужные оболочки и даже зрачки глаз приобретали интенсивный тЁмно-синий цвет.

Глаза ибада имели все постоянные жители Арракиса, как фримены открытой пустыни, так и жители впадин, вследствие большого содержание Пряности в местной пище.

У арракийских контрабандистов, которым были доступны инопланетные продукты, по глубине синей окраски можно было судить о положении человека среди вольных торговцев: чем она была бледнее, тем богаче был человек. По отношению же к слишком «отуземившимся» контрабандистам употреблялось выражение «помечен Пряностью» — с несколько неодобрительным оттенком.

Тёмно-синие глаза имели навигаторы Космической гильдии, употреблявшие большое количество Пряности для вычисления курса межзвёздных кораблей. Агенты Гильдии, чтобы не привлекать излишнего внимания, носили контактные линзы, скрывавшие синеву.